Решения в области мотивации персонала +7(343)345-04-84 siselfmost@convex.ru

Наши убеждения определяют нашу реальность

 Почему одни компании умеют достигать целей, а другие только планируют? или не предавайте свои цели. 
Опубликовано в блоге Журнала «Деловой Квартал» 16 июля 2007 г. 

Занимаясь, в течение многих лет целевым управлением нам удалось выявить типичное поведение руководства компаний в двух узловых точках развития: постановка целей и управление достижением целей. 
Как правило, для «позитивных компаний» на этапе постановки целей типичен азарт и вдохновение, проектирования шагов достижения. Затем сценарий может развиваться в двух направлениях: при первом столкновении с трудностями или нестандартной ситуацией идет откат назад. Компания резко теряет темпы внедрения, поскольку возникает вопрос конкурентоспособности персонала, ключевая компетенция на достижение целей не сформирована. Другими словами, активная до сих пор компания «скисает», переживая этап инфантилизма. И тогда при оценке таких компаний очевидна острая необходимость расти до такого уровня, когда становится нормальным брать на себя ответственность за преобразование системы управления. Ведь всегда есть лазейка, для того чтобы оправдать инфантилизм, особенно, если выбрать лозунг «у нас это не работает». Такой компании предстоит еще расти и учиться управлять своим поведением. Быстрый старт-ап в подобных компаниях не результативен. 

Противоположный тип поведения — критика уже на этапе постановки целей. Причем негативизм явно не позитивный, можно сравнить с метастазирующим эмоциональным раком. Такая компания живет прошлым, и не имеет будущего, (конечно, если не изменит своей позиции). Прошлыми достижениями, прошлыми прибылями и в иллюзии, что ничего не нужно менять, все и так устраивает. Для них, по сути, жизнь замерла. Замерла, несмотря на то, что внешне вроде бы все выглядит не плохо — есть корпоративные компетенции, которые позволяют компании решать текущие задачи, но в противовес есть корпоративные ограничители, которые тормозят развитие компании. 
У компаний-победителей, конечно, тоже сформировался определенный тип поведения. Процесс планирования захватывает, поскольку компания видит себя в будущем конкретно и ясно. А первые препятствия на пути внедрения новых систем управления — не повод тормознуть весь процесс и опустить руки, вытащить табличку «у нас это не работает», а вызов, который непременно нужно принять и одержать победу. Эта компания будущего — гибкая и проактивная. 

Итак, часто, когда идет процесс планирования дух захватывает, создается впечатление что все возможно, все достижимо. Но когда начинается процесс управления достижением целей, неожиданно проявляется пассивность и инфантилизм. Почему? Нужно понимать, что нельзя отказываться: нужно, бороться идти до конца. Проблема внутри нас, важно суметь увидеть ее изнутри, вытащить наружу и работать над ней. Управление поставленной целью, целедостижение — это подчас рутина, требующая внутренней честности и верности принятым решениям. 
Где та грань между инфантильностью и реальным действием? Где объективный уровень оценки эффективности развития? Критика, жалобы на то, что ничего не получается, сравнения с кем-то, скептическое отношение к новому — все это не работает на результат. По сути, вся наша жизнь — это процесс постановки и достижения целей. Как мы можем управлять достижением целей, пока не понимаем, что этот процесс начинается вначале внутри и затем проявляется снаружи. 


Наши убеждения определяют нашу реальность. 

Так что же происходит? Часто мы сами становимся заложниками собственных убеждений. Суждения типа «у меня не достаточно ресурсов: денег, людей, времени, технологий …» и т.д. являются прикрытием инфантильности и неспособности взять на себя ответственность. А если рядом стоит «хочу увеличения объема продаж в 10 раз, хочу прироста клиентов, … хочу активных сотрудников,… хочу…» — мы в ловушке. Это тупиковая ветка развития. Появляются ложные убеждения, которые всего лишь оправдание перед самим собой или руководством. Нет времени, у нас это не работает, зачем нам все менять и так все складывается, рынок виноват, такие услуги не могут быть прибыльными и т.п. Там, где процветают такие ложные убеждения, как правило, и возникает эта ловушка между нашим хочу «прибыли, увеличения доли рынка и др.» и убеждениями типа «да рынок давно поделен», «бизнес жесткая штука, увеличить объемы в 10 раз не возможно, рынок такой» и т.д. Ведь только изначально иная позиция позволяет увидеть ресурс, благодаря которому все получится, и зачастую не стандартный. 
С пассивной позиции негативных убеждений и оправданий невозможно увидеть ресурсов для достижения целей. Только состояние иного качества или другие убеждения позволяют достигать целей. Эйнштейн говорил «те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали». То есть достижение целей зачастую требует от нас качественного изменения в мышлении, управлении, культуре и поведении. Готовы мы пойти на изменения? Сам процесс достижения цели предполагает изменения. Другой веры, другого осознания, очень часто это связано с терпением и силой воли, т.к. наши старое мышление порождает устойчивые привычки, преодоление которых равносильно преодолению силы земного притяжения. 


Возьмите ответственность в свои руки. 

Но часто наш разум расставляет ловушки другого типа: да, мы уникальны и наши услуги (товар) имеют ценность на рынке, но на всякий случай ведь я обыкновенный человек, что я могу? Неплохое оправдание для безответственности или ухода от глубокого решения задач? Вызов бросает жизнь, задача поставлена, значит, у меня есть все ресурсы для решения данной задачи. Мысли просто так не появляются они как вызов для будущей программы и нового развития и движения вперед — что такое жизнь, это достижение новых целей, это реализация амбициозных планов. Но самые громкие бури происходят в тихих уголках нашей души. И решение принимается в глубине души, только разум не всегда может быть союзником, откуда разуму знать какой путь правильный и приведет нас к цели. 
Амбициозных вам целей и внутренней силы для достижения. В конце концов, компетенцию «способность достигать целей» можно натренировать как в спорте. А если это становится стабильной моделью поведения большинства сотрудников, значит это развитая компетенция всей компании. Ведь у человека есть все ресурсы и возможности. Человек может все, главное — на самом деле захотеть и измениться!